главная страница | история | капитаны | экспозиция музея | словарь | фотогалерея | паром Байкал | теги | о проекте

Богородская игрушка. Традиции и история.

Замечательный промысел богородской резной дере­вянной игрушки и скульптуры, находящийся в том же Загорском районе (с. Богородское) имеет глубокие исто­рические корни. Возник он, по-видимому, еще в XVI в. в связи с близостью Троице-Сергиевой лавры, вокруг которой активно развивались ремесла. Началось по при­меру сергиево-посадского промысла с производства игрушек, которое в XVIII в. достигло большого расцвета, накопив мастерство быстрой и метко обобщенной пла­стики. Резьбой было занято все население села. Позднее, в XIX в., кроме игрушки, появилась и собственно скульп­тура малых форм. Возможно, что обращение к этому виду изделий было вызвано всеобщим увлечением фар­фором, модой на статуэтки, а также непосредственным,общением богородских резчиков с фарфоровыми пред­приятиями (в литературе есть указания на то, что для завода Гарднера, находившегося в том же Дмитровском уезде (ныне Дмитровский фарфоровый завод), богород­ским мастерам заказывали вырезать модели фарфоро­вой скульптуры малых форм).

Богородская игрушка и скульп­тура по тематике очень разнообразна. Это и «мужички», и «ездочки» (верхом), «пастушки», кони, парные и одиночные упряжки, целый мир птиц, зверей, среди которых один из любимых персонажей — медведь. Сначала это мед­ведь с вожаком, охота на медведя, а позже — сказки с участием медведя («Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.). Символом искусства богородских рез­чиков стала богородская игрушка «Кузнецы» (мужик и медведь, ударяющие поочередно молотом по наковальне). Харак­терна декоративная выразительность простой и точной резьбы. Маховая порезка образует на поверхности фи­гурок своеобразный ритмический узор.

 Фигурки выполняют из мягкой древесины липы, оси­ны, ольхи. Для большей мягкости ее запаривают в печи, а затем высушивают. Богородские фигурки большей частью не окрашиваются, а сохраняют естественный цвет древесины. В прошлом часть их отправляли в Сер­гиев Посад, где и раскрашивали.

 Удивительна законченность пластических характерис­тик богородской игрушки при очень скупой, обобщенной моделировке фигур. Резьба состоит из нескольких после­довательных этапов: сначала мастер намечает основные формы будущей скульптуры, делая это зарубкой круп­ных плоскостей; потом более конкретно отрабатывает силуэт и все части фигуры широкими полукруглыми и более мелкими стамесками, наконец, выполняет окон­чательную отделку поверхности, снимая богородским ножом тонкую стружку. Завершают декоративную от­делку поверхности с помощью мелких стамесок ритмич­ные бороздки. Такой «росписью» или «пиской» переда­ется шерсть животных, оперение птиц, гривы и хвосты коней и т. д. У некоторых фигур поверхность оставляют гладкой, отделывая ее мелкой шкуркой.

Для богородской игрушки также очень характерен прием несложного, но метко переданного и потому за­бавного движения. В этом мастера весьма изобретатель­ны. Движение достигается подвижными планкам!(«Кузнецы»), укреплением фигурок «на разводе» (сол­датики), на отвесе (клюющие курочки, например), с кнопкой и др. Подвижность отдельных частей игрушки (головы, руки) осуществляется с помощью пружинки. К концу XIX в. значительное место в богородской резь­бе заняли многофигурные жанровые группы на темы лубочных картинок и литографий («Как мыши кота хо­ронили», «Бой Еруслана со Змеем Горынычем», «На дрожках» и др.) Декоративность, простота и живость сохранялись в дешевых игрушках — так называемом щепном товаре.

 В 1910 г. там была открыта инструкторская школа по игрушечному делу. А в 1913 г. организовалась Бого­родская кустарная игрушечно-резная артель. В совет­ское время промысел воспитал не одно поколение рез­чиков. Среди старейших богородских резчиков хорошо известны фамилии Барашковых, Чушкиных, Бобловкина, Зининых, Рыжовых, Ерошкиных и других, которые работали во второй половине XIX в. и в советское вре­мя. В 30-е гг. выделяется творчество ярких индивиду­альностей, таких, как И. К. Стулов, первым отразивший современность в скульптуре малых форм. Его «Колхоз­ная бригада» 1936 г., «Сокольничий», «Цапля» стали классикой советской богородской резьбы. В произведе­ниях художника сохраняется декоративная традиция, тогда как в то время часто преобладала в работах повествовательность, иллюстративность. Впоследствии И. К. Стулов занимается мелкой пластикой, обращается и к созданию в дереве крупной монументальной порт­ретной скульптуры.

После Отечественной войны 1941 —1945 гг. внимание к серьезной патриотической тематике, интерес к созда­нию сложных скульптурных композиций на некоторое время отодвинул работу над игрушкой на второй план. Сказочные темы тоже решались больше как декоратив­ная скульптура, чем как игрушка. Но с конца 50-х гг. вновь оживилось творчество по созданию игрушек, при­чем в них находят разнообразное выражение события современности, такие, как освоение космоса, новое стро­ительство, спорт и т. д.

В богородских современных игрушках с движением основную роль играет забавный веселый и неутомимый богородский мишка. В 60-х гг. большим успехом поль­зовалась остроумная игрушка резчика М. В. Барашкова «Медведь фотографирует обратную сторону Луны». Это была игрушка на кнопке, при нажатии на которую Мишка-космонавт подбрасывал к глазам лапу с фото­аппаратом, а лунный серп с человеческим профилем по­ворачивался к нему своей обратной дугообразной сторо­ной. Богородчане также мастерски вырезают, коней с пышными хвостами и крутыми шеями. Один из старей­ших и талантливейших резчиков Н. И. Максимов выпол­нил прекрасную скульптурную группу на тему сказки Н. Ершова «Конек-Горбунок» — «И под дудку дурака кони пляшут трепака». Среди ведущих мастеров-худож­ников послевоенного времени можно назвать Н. И. Мак­симова, В. С. Зинина, Н. Е. Левина, Д. С. Горшкова, М. В. Барашкова, Н. Н. Бадаева, В. Г. Ерошкина и мно­гих других.

В 70-е гг. в промысле активно создает новую скульп­туру и игрушки художник М. И. Смирнов, выделяются молодые резчики Н. М. Шипеев, М. Я. Дворников.

Статья подготовлена администрацией сайта Souvenirs-Online.ru


Облако тегов:
капитаны Ангара музей история Байкал фотографии статьи интервью репортаж термины факты Иркутск другие ледоколы встречи сайт новости [все теги]