НАЗАД

     В 1932 году сильным штормом в Баргузинском заливе выбросило на берег пароход "Лейтенант Шмидт" вместе с баржей. После этого происшествия пароход перевели на Ангару на линию Иркутск - Заярск. Ледокол "Ангара" стал работать полную навигацию. Перевозки росли, "Ангара" перевозила пассажиров и грузы, буксировала баржи и плоты.
     Репрессии конца 30-х годов черной волной прокатились по байкальскому флоту. В октябре 1938 года арестовали 65-летнего капитана Русанова и молодого механика П. А. Тимошенко. Петру Тимошенко предъявили дикое обвинение. Он, якобы, член троцкистско-зиновьевской организации, готовил взрыв байкальских пароходов. Даже свидетель нашелся. Петр Александрович Тимошенко, заслуженный механик Восточно-Сибирского пароходства, кавалер орденов Ленина и "Знак Почета", до сих пор недоумевает: "Как жив остался, не пойму. Я уж мысленно с семьей простился. Ведь с такими обвинениями не выпускали. "Повезло" механику Тимошенко: выпустили его через год. Извинились даже. В партии восстановили. Немногим раньше вернулся Русанов, вконец измученный и больной. На мостик ледокола он больше не поднялся, остаток жизни работал в судоходной инспекции.
     Время шло, и ледокол отметил уже свое 40-летие, возраст для судна весьма почтенный. И хотя "Ангара" еще довольно резво ходила, чувствовалось, что машина, котлы и другие вспомогательные механизмы требуют значительного ремонта. В мае 1941 года проектное бюро Нижне-Амурского пароходства приступило к составлению проектной документации на капитальный ремонт ледокола. Война перечеркнула все планы, заставила по-иному взглянуть на эксплуатацию ледокола. Вместо ремонта "Ангаре" предстояла еще более тяжелая работа, чем была до войны. Траулеры "Комсомолец" и ""Коммунист", для увеличения добычи рыбы, передали "Байкалрыбтресту". Если раньше "Ангара" водила по одной-две баржи, то теперь на гаке их было четыре - пять. И вот первая победа. В октябре 1941 года экипаж "Ангары" первым в бассейне рапортовал о выполнении навигационного плана. Машинная команда, возглавляемая старшим механиком Василием Петровичем Кубасовым, делала все возможное и невозможное, чтобы изношенная техника не подвела. "Ходила "Ангара" 40 лет без ремонта,- говорил Кубасов,- и еще походит". Только Василий Петрович скромно умалчивал о том, сколько самоотверженного труда вложено в это "еще походит".
     Георгий Васильевич Лазо вспоминает: "Рейсов трудных было много. Мы водили на север Байкала разные грузы, а оттуда - рыбу. Каждый рейс - полные трюмы: по 250 тонн загружали рыбой, омулями в основном. Помню, как перевозили в Нижнеангарск Очаковский рыбоконсервный завод. И эвакуированных немало возили". Г. В. Лазо начал командовать "Ангарой" с 1942 года. Было тогда ему всего 28 лет. Он, пожалуй, был самым молодым капитаном "Ангары" за всю ее историю. Невысокий, крепкий, по-флотски подтянутый капитан сразу приобрел авторитет в экипаже. Среди пассажиров все чаще стали встречаться призывники. С "Ангары" тоже уходили на фронт. Заменяли их женщинами. Сначала брали матросами и кочегарами, потом масленщиками. Появились на "Ангаре" и рулевые в юбках. Одна даже штурманом стала - Евдокия Гончарова. Вахту стояли как мужчины: 4 часа через 8. Бывало, вахта кончается, а тут баржа с углем подойдет. Не успевают уголь в бункер сбросить, другая баржа, уже с грузом, подходит. Часто, жалея девчонок, капитан Лазо сбрасывал китель, надевал робу и подставлял плечо. А за капитаном уж вся команда выходила авралить. Быстро привыкли девушки к судну, Байкалу и справлялись с нелегкими обязанностями не хуже мужчин. Долго еще работал Лазо капитаном на "Ангаре". В 1945 году на ледокол вновь пришел механиком П. А. Тимошенко. В далеком 1925 году кочегаром-мусорщиком поступил он на "Ангару". Была такая должность - шлак поднимать из котельного отделения наверх. Работая на флоте на берегу, Петр Александрович еще четыре раза возвращался на "Ангару". Возвращался как к чему-то родному, бесконечно знакомому.
     "Ангара" доработала до конца навигации 1949 года и была поставлена на капитальный ремонт. Точнее, "Ангара" сначала стояла в ожидании ремонта. Поднять ее на берег, как в 1932 году, сразу не смогли, ибо стапель пришел в негодность и потребовалось несколько лет для его ремонта.
     В июле 1959 года "Ангару" спустили со стапеля, оставшиеся работы производили на плаву. Министерство торопило и требовало ускорить сдачу ледокола из ремонта, естественно, руководствуясь не производственными причинами. Сдача судна была необходима министерству для плана. 31 декабря ледокол был принят из ремонта. Капитан А. А. Райспер и механик В. Д. Стасюк не испытывали особой радости, подписывая акт. Они-то лучше всех знали, сколько недоделок на судне и большую часть их устранять придется команде. Так оно впоследствии и оказалось.
     29 апреля произошло непредвиденное: сильным юго-западным ветром, по-местному "култуком", к Лиственичному подогнало огромные массы льда, которые стало выжимать на берег. На берегу оказался и ледокол "Ангара", стоявший у верфи. Этот " форс-мажор" также задержал выход ""Ангары" в плавание.


Партнёры и друзья, благодаря которым сайт продолжает существовать:

займ на карту мгновенно Омск.

При любом использовании материалов гиперссылка на сайт "Музей-ледокол Ангара" обязательна (http://angara.gavailer.ru).



  © 2001—2012 Эдуард Гавайлер