главная страница | история | капитаны | экспозиция музея | словарь | фотогалерея | паром Байкал | о проекте

История ледокола "Ангара"
Часть I II III IV V

     И вот 26 июля 1960 года газета речников "Ударная вахта" торжественно объявила: "25 июля в 2 часа дня ледокол "Ангара" покинул порт Байкал. После капитального ремонта он получил первый рейсовый план-приказ. "Ангара" взяла курс на Усть-Баргузин. Во вторник утром мощный байкальский пароход взял на буксир первый плот, состоящий из 15 "сигар" древесины. С Усть-Баргузинского рейда "Ангара" последовала в Выдрино. Судовые механизмы работали нормально".
     В навигацию 1962 года, последнюю навигацию в ее нелегкой жизни, "Ангару" повел капитан Николай Федорович Зубков, старшим механиком был Логинов. Отработав навигацию, "Ангара" стала на отстой. Зимой на ней еще производился ремонт, в котельное отделение планировалось поставить дополнительные вентиляторы. Но в навигацию 1963 года "Ангара" в рейс не вышла..., а вышел "Коммунист", переоборудованный в теплоход. Он показал лучшие технико-экономические показатели, чем ледокол "Ангара". И это был приговор.
     Несколько лет ледокол простоял в порту Байкал, обрастая водорослями. Руководство пароходства не могло решить, что же делать с ледоколом. Лимнологический институт просил отдать "Ангару" им под плавучую гостиницу. В просьбе было отказано. Решение пришло сверху: передать "Ангару" безвозмездно Иркутскому областному комитету ДОСААФ.
     Беспримерную проводку "Ангары" в Иркутское водохранилище через перекат Исток с использованием двух лихтеров осушествил в декабре того же 1967 года знаменитый Казимир Александрович Андрулайтис. Оказавшись волей судьбы в непривычно тесном для нее Иркутском водохранилище, "Ангара" не обрела ни заслуженного покоя, ни даже постоянного места стоянки. Еще двадцать лет продолжались ее скитания по заливам водохранилища. За это время ледокол несколько раз затапливался. В своей статье "Полный вперед, "Ангара", Н. Файоль резюмировал: "У "Ангары" есть две особенности, ставившие ее в ряд легендарных кораблей: это один из первых в мире ледоколов, а, во-вторых, по числу погружений на дно ей, пожалуй, нет равных в мире". В этой фразе заключена горькая истина.
     Сначала "Ангару" поставили в один из заливов левого берега водохранилища в 28 километрах от Иркутска, потом перевели в залив на 21-м километре Байкальского тракта. В 1975 году оборонное общество, по-видимому, исчерпав возможности "Ангары" в качестве учебного судна, отказалось от нее. "Ангара" формально стала принадлежать Иркутскому горисполкому, а фактически же оказалась бесхозной.
     К теме исторического прошлого "Ангары" у общественности не ослабевал интерес, который особенно вспыхнул в канун празднования 60-й годовщины Октябрьской революции. В ту пору появилось решение горисполкома о проведении на ледоколе "Ангара" ремонтно-восстановительных работ и создания на борту музея истории Октябрьской революции и гражданской войны в Сибири. Для этой цели ледокол отбуксировали в залив у плотины ГЭС. Старый капитан Георгий Васильевич Лазо, проезжая мимо на листвянском автобусе, старался не смотреть в сторону залива: не было сил видеть ""Ангару" в таком ужасающем виде. Вячеслав Вячеславович Базилевский, сын капитана Базилевского, утратил веру в возможность возрождения "Ангары", обращался в различные инстанции и требовал прекратить издевательство над судном и разрезать его на металл. Это был крик отчаяния! Человек, с детства знавший и любивший "Ангару", как память об отце-капитане, требовал ее слома! "Ангару" увели в залив Мельничный, что по левому берегу, установили посередине залива, растянув тросами. Вскоре сильным ветром ледокол навалило на берег, киль хватил грунт, и "Ангара" опрокинулась на правый борт. Из-за подъема уровня воды в водохранилище "Ангара" оказалась полузатопленной.Ледокол "Ангара" летом 1988 года - начало восстановительных работ.
     В таком положении ледокол находился до 1988 года. И вот на совещании в ВООПИКе инженер И. П. Константинов, руководивший впоследствии подъемом ледокола у плотины ГЭС, отметил, что корпус судна находится в хорошем состоянии и еще послужит долгие годы. В заключение добавил, что его земляки-хабаровчане были бы счастливы иметь у себя такой корабль, связанный с прошлым края, и вопрос о его восстановлении решился бы более оперативно. Президиум ВООПИК высказался за восстановление ледокола как ценнейшего памятника судостроения и революционного прошлого. Но это были лишь благие пожелания: не было ни заказчика, ни исполнителя, ни денег.
     В мае 1987 года облисполком принял решение "О мерах по дальнейшему улучшению охраны, реставрации и использованию памятников истории и культуры в свете решений XXVII съезда КПСС". В принятом документе был пункт: "Иркутскому горисполкому (т. Шкуропат) в срок до 1.11.1987 года совместно с Восточно-Сибирским речным пароходством (т. Шафиров) рассмотреть возможность реставрации и использования ледокола "Ангара". Этот документ явился первым конкретным вкладом в дело спасения "Ангары". Но решение было воспринято генеральным подрядчиком (ВСРП) без особого восторга. Также примерно отнесся к нему и субподрядчик - специальная научно-реставрационная производственная мастерская Управления культуры облисполкома. В пароходстве говорили, например, что сейчас это сделать невозможно по техническим причинам, да и без ледокола дел хватает. И вот в той, казалось бы, тупиковой ситуации президиум областного отделения ВООПИК под председательством В. В. Игнатова принял решение: довести до сведения Иркутского горисполкома (т. Шкуропат), что президиум областного отделения ВООПИК за счет добровольных взносов от граждан и трудовых коллективов... гарантирует финансирование ремонтно-восстановительных работ на ледоколе "Ангара". Областное отделение активизирует работу по сбору добровольных взносов для финансирования работ. Это заявление разом прекратило препирательства ответственных лиц, и был намечен ход работ по подъему и реставрации ледокола "Ангара".
     Подготовку к подъему "Ангары" начали летом 1988 года. Первоначальный вариант подъема разработали специалисты "Подводречстроя", уже имевшие опыт в проведении подобной операции. На сей раз они предложили вытащить судно из воды лебедками. Для этого потребовалось бы вырубить лес на площади 1,5 га, построить дорогу, установить фундаменты для лебедок и даже временную электростанцию. Подъем обошелся бы в 300 тыс. руб. Механик-наставник Восточно-Сибирского пароходства В. Н. Брянцев пришел к другому решению: произвести подъем при помощи плавучего дока. При таком способе подъема затраты составят всего около 100 тыс. руб.
     7 сентября к исходу дня палуба "Ангары" показалась над водой, после заведения дополнительных тросов продолжили подъем. С нетерпением ждали, когда выйдут из воды иллюминаторы. После этого подъем был закончен. Заработали мощные насосы, откачивая воду из трюмов.
     В октябре того же года при творческом производственном объединении "Лад" (председатель А. Н. Панов) была организована артель, состоящая из работников пароходства. Техническим руководителем артели стал В. Н. Брянцев, техническим экспертом - В. В. Кобылкин, конструктором - Н. Н. Худяков. На должность прораба, т. е. руководителя всеми работами непосредствен- но на борту ледокола, приглашен ветеран пароходства, в прошлом механик-наровик Илья Степанович Преймак; его помощником стал Борис Степанович Егоров, в 60-х годах плававший на "Ангаре". В начале января 1989 года жители микрорайона Солнечный увидели на ледоколе сполохи от газорезки и сварки. Это бригада Ю. Бархокова начала корпусно-сварочные работы. За сравнительно короткое время была заменена палуба в нескольких местах, изготовлена рубка, установлены мачты, леера. Ледокол на глазах обретал былые изящные контуры. В машинно-котельном отделении на очистке его от грязи и ржавчины трудилась бригада А. М. Матвеева.
     Работы на судне проводились ежедневно с 8 утра до 23 часов вечера, в том числе в субботние и воскресные дни. Выполнены следующие работы: вручную убрано, вынесено и вывезено 1476 контейнеров старого хлама, ила, мазута и строительных отходов, сдано 30 тонн металлического лома. Объем выполненных реставрационных и отделочных работ составил 715 тысяч рублей.
     Восстановление "Ангары" по проекту механика-наставника В. Н. Брянцева объединение "Лад" начало, если можно так выразиться, "авантюрно", не имея еще достаточно денежных средств. От заместителя председателя президиума областного отделения ВООПИК Н. Ф. Салацкого требовались немалая смелость и решительность для того, чтобы отдать распоряжение о начале работ на ледоколе. Была здесь и известная доля риска. Но Николай Францевич хорошо понимал, что поступления денег не будет, если не начать реставрацию. И как приятно было видеть посветлевшие лица людей, проходящих мимо: из груды металлолома рождался корабль. А когда из дымовой трубы по валил дым (рабочие для обогрева приспособили печку-"буржуйку"), послышались шутки: "Смотрите, "Ангара" пары поднимает!". Теплело на душе от этих слов, ибо так говорят о живом судне. На счет ?000700910 поступали пожертвования от граждан, перечисления от предприятий, организаций. 300 тысяч рублей отправлены из Москвы Советским фондом мира (А. Карпов), областным отделением ВООПИК была проведена благотворительная лотерея, и 115 тысяч рублей от прибыли пошло на реставрацию "Ангары". 300 тысяч рублей - добровольные взносы предприятий и организаций города и области, в том числе перечислили деньги: Управление Восточно-Сибирской железной дороги (Г. П, Комаров, 10 тысяч рублей), Усольский фанерно-спичеч- ный комбинат (О. И. Пименов), "Иркутскметаллоснабсбытоптторг" (В. П. Коротин), "Иркутскмашхимоптторг" (И. С. Черняк), "Иркутскзапчастьоптторг" (В. Г. Власенко), "Иркутскстройоптторг" (В. В. Морголин), Жигаловское ЛЗП (В. Г. Ахмедов), Мальтинский завод стройматериалов (В. В. Гавриш) и другие. Благодаря этим поступлениям, восстановительно-реставрационные работы на ледоколе проводились без срыва.

     Сейчас "Ангара" стоит в заливе у микрорайона Солнечный. На ледоколе Иркутским областным отделением ВООПИК создан культурно-экологический центр. Здесь будут развернуты экспозиции краеведческого музея и музея Сибирской фотографии, в кают-компании работники центра планируют проводить камерные концерты, творческие, встречи, беседы и показ тематических видеофильмов. В год своего 90-летия легендарный ледокол отправился в свое самое последнее плавание - плавание через годы. Мы благодарим всех, кто внес вклад в реставрацию ледокола, и приглашаем на "Ангару".

ВВЕРХ




Партнёры и друзья, благодаря которым сайт продолжает существовать:

При любом использовании материалов гиперссылка на сайт "Музей-ледокол Ангара" обязательна (https://angara.gavailer.ru).

Случайные страницы: История (I, II, III, IV, V), Капитаны (Лазо, Стасюк, Поносенко)

  © 2001—2019 Эдуард Гавайлер