главная страница | история | капитаны | экспозиция музея | словарь | фотогалерея | паром Байкал | о проекте

История ледокола "Ангара"
Часть I II III IV V

     В середине августа в Мысовой погиб ледокол "Байкал" (различные источники называют несколько дат). Случилось это так. Накануне белочехи, используя тактику советских войск, высадили свой десант в районе Посольска в тыл отступающим. В операции участвовали пароходы "Феодосий", "Бурят" и "Сибиряк". Высадив десант, "Феодосий" с двумя баржами под бортами (по некоторым сведениям с ним был и "Бурят") направился в Мысовую. "Белое" командование, вероятно, получило сведения, что "Ангары" в Мысовой не было, а "Байкал", вооруженный допотопной мортирой, не представлял серьезной угрозы. При приближении "Феодосия", как только последний обнаружил свои враждебные намерения, "Байкал" стал выходить из вилки для принятия боя. Вскоре "белые", пристрелявшись, добились прямого попадания. Снаряд угодил в корму. "Байкал" потерял управляемость. Капитан ледокола М. П. Алексеев по приказанию командующего флотилией Власова, маневрируя машинами, сумел завести судно обратно в вилку. Обстрел Мысовой продолжался. После попадания в надстройку "Байкал" загорелся. Деревянная надстройка, трюмы, наполненные углем и смазкой - все становилось добычей пламени. Попытка гасить пламя насосом с "Кругобайкальца" оказалась тщетной.Г. В. Лазо (крайний справа) на борту ледокола "Ангара", 1942 г. Красногвардейцы и команда ледокола эвакуировались на берег. Пламя охватило весь ледокол. Горящая мачта упала на тягу гудка, и объятый пламенем "Байкал" издал протяжный, леденящий душу звук. "Зрелище напоминало агонию умирающего зверя",- вспоминал электрик ледокола Александр Тимишенко. Орудийным огнем со стоявшего на станции бронепоезда белогвардейские пароходы были отогнаны, но они уже сделали свое дело: вместе с ледоколом горели пристань и станционные постройки.
     Осенью 1918 года "Ангара" снова досталась старому хозяину - Байкальской железнодорожной переправе. Капитаном на ней остался В. Г. Базилевский. В областном архиве сохранилось "Расписание почтово-пассажирских рейсов по Байкальскому озеру парохода "Ангара" на навигацию 1919 года". Ледокол должен был отходить от пристани Байкал раз в две недели по вторникам утром и следовать до Нижнеангарска с заходом в Голоустную, Песчаную, Крестовую, Малое море, Горячинск, остров Ушканий, Курбулик, Котельниковский маяк, Горемыку.
     К концу 1919 года к Иркутску подошла "дикая дивизия" атамана Семенова, чтобы помочь колчаковцам удержать власть в городе. Но у Кузьмихи и Титово наступление семеновцев было остановлено дружинами глазковских железнодорожников. Семенов отступил к Байкалу, вслед за ним потянулись бежавшие из Иркутска колчаковские единомышленники.
     В эти дни и произошло кровавое злодеяние, совершенное карателями. Генерал Сычев, убегая из Иркутска, захватил с собой 31 заложника из тюрьмы. Считалось, что все они сторонники Политцентра, т. е. противники колчаковского режима. Фактически к этому политическому органу принадлежала только часть арестованных. Заложников поместили на ледоколе "Ангара" в помещении 3-го класса. Вечером 6 января ледокол отошел от пристани Байкал в направлении Лиственичного. За "Ангарой" в кильватере шел "Кругобайкалец". Арестованных, раздетых до нижнего белья, по одному выводили на палубу, казак Лукин сзади ударял жертву по голове деревянной колотушкой, служащей для околки льда. После чего жертву сбрасывали за борт. Это массовое убийство продолжалось около часа. По свидетельству одного из палачей штабс-капитана Черепанова, шум и крик были редко слышны, так как пароход шел, переламывая лед толщиной 3 - 4 вершка. На запрос генерала Жанека, командующего иностранными войсками в Сибири, о судьбе арестованных начальник штаба Семенова ответил, что никто из них не расстрелян. Он был прав: расстрелян никто не был - они были сброшены живыми под лед... Позднее трое из участников этой расправы были схвачены и в августе 1920 года по приговору Иркутского губернского ревтрибунала расстреляны.
     Вероятность военной агрессии Японией продолжала существовать. Командарм 5-й Армии Матиясевич в своем приказе прямо указывал на это: "Ряд сведений из Восточной Сибири указывает на возможность активных действий Японии, вплоть до оккупации ею Восточной Сибири до Байкала ...". Этим приказом предусматривалось укрепление границ, как сухопутных, так и водных. В это время уже формировалась Сибирская военная флотилия. Уполномоченным по формированию флотилии, а затем ее командующим был Михаил Николаевич Попов. Непосредственно на Байкале был создан Байкальский отряд судов под командованием Евгения Николаевича Фрейберга. Бывший морской офицер и прекрасный артиллерист, добровольно перешедший на сторону Советской власти летом 1918 года, он был начальником отряда канонерских лодок в Волжско-Каспийской военной флотилии. Из флотилии, окончившей боевые действия, на Байкал было выделено восемь легких боевых катеров, по некоторым сведениям, четыре из них доставлены с Балтики. С Фрейбергом прибыл отряд моряков в 200 человек.
     В мае отряд прибыл на Байкал, для его укрепления снова и призвали на службу байкальские суда: ледокол "Ангара", пароходы "Лейтенант Шмидт" и "Кругобайкалец". "Ангара" становится флагманом Байкальского отряда. Вооружили ее четырьмя морскими дальнобойными орудиями и несколькими пулеметами. На мостике поставили главный компас, смонтирована была и новинка на Байкале - радиотелеграфная станция, антенну которой подвесили за мачты. Блоки станции разместили в туалетной комнате 1-го класса по левому борту.
     Капитан В. Г. Базилевский, не имеющий воинского звания, был в тот год понижен в должности. Командирами ее стали балтийцы И. И. Карлов, а после его скоропостижной смерти летом - Ю. Г. Отт, бывшие морские офицеры. Большую часть экипажа ледокола заменили прибывшими военными моряками, оставшиеся на борту 21 человек на время пребывания "Ангары" в составе Байкальского отряда были произведены в военморы. Капитан В. Г. Базилевский оставил нам свои впечатления: "Вся команда "Ангары", за редким исключением, была заменена военморами, прибывшими с Балтики. Они принесли с собой атмосферу острого недоверия к комсоставу, недисциплинированности и постоянного митингования. На "Ангаре" за год сменилось 3 командира и 8 комиссаров. Однако этот отряд балтийцев представлял в условиях необходимой обороны Кругобайкальской железной дороги большую военную силу".
     Обстановка на побережье Байкала была крайне неспокойной.Пробный рейс ледокола "Ангара" перед началом навигации 1926 года. В тайге орудовали многочисленные банды колчаковцев и каппелевцев. Фрейбергу было приказано обойти на "Ангаре" весь Байкал, выяснить обстановку и при необходимости применить силу. Евгений Николаевич писал тогда в своем дневнике: "Июнь 1920 года. Отдали якорь у Нижнеангарска. Сошли на берег - навстречу люди. Плачут, причитают: только что банда наскочила, увела скот, забрали хлеб. По горячим следам бросились вдогонку...". На встречу с бандой Фрейберг отправил командора Васильева с десятью матросами. Банда превышала посланный отряд раз в 10 - 15. После переговоров распропагандированная банда сложила оружие.
     К боевым действиям Байкальского отряда следует отнести подавление контрреволюционного мятежа в Баргузине в июне. Но напряженная обстановка в северной части Байкала сохранялась до 1922 года. В декабре "Ангара" была отправлена в Баргузин, несмотря на тяжелую ледовую обстановку; по-видимому, этот рейс был вызван активизацией действий банды. Пришла "Ангара" в Лиственичное только на будущий год. При возвращении из Баргузина ледокол, управляемый бездарным (по характеристике В. Г. Базилевского) Оттом, затерло льдами в районе Горячинска. Там он и зимовал, в опасной близости от берега. Зимой военморов вместе с Оттом сняли с "Ангары", команду пополнили местными жителями.
     В 1924 году "Ангару" принял Семен Георгиевич Риехакайнен. Морской штурман с Балтики, он в 1908 году начал службу на ледоколе "Байкал" матросом, вскоре стал 3-м помощником капитана этого ледокола. С 1918 года плавал на "Ангаре" в должности 1-го помощника капитана. "Ангара" по-прежнему выходила в рейсы осенью, а летом же Риехакайнен возглавлял экипаж "Лейтенанта Шмидта".

ВВЕРХ




Партнёры и друзья, благодаря которым сайт продолжает существовать:

рабочий сайт 2019 solkasino.com сол казино

При любом использовании материалов гиперссылка на сайт "Музей-ледокол Ангара" обязательна (https://angara.gavailer.ru).

Случайные страницы: История (I, II, III, IV, V), Капитаны (Лазо, Стасюк, Поносенко)

  © 2001—2019 Эдуард Гавайлер