главная страница | история | капитаны | экспозиция музея | словарь | фотогалерея | паром Байкал | о проекте

История ледокола "Ангара"
Часть I II III IV V

     В 1906 году "Ангара" совершала эпизодические рейсы. Начальник переправы С. А. Заблоцкий (младший брат В. А. Заблоцкого) стал ходатайствовать перед МПС о разрешении использовать "Ангару" для рейсов на север Байкала. Это обстоятельство сильно встревожило владельцев "Товарищества Байкальского пароходства и торговли". Вопрос о сохранении своих грузопотоков они подняли на Совещании о путях М. П. Русанов сообщения в Сибири, состоявшемся в Иркутске в декабре 1906 года. Пароходовладельцы докаэывали, что казенное предприятие, стоящее, разумеется, вне конкуренции, неминуемо приведет к упадку пароходство частное. Трудно предположить, что в большей степени повлияло на решение МПС относительно использования ледокола "Ангара": ходатайство ли пароходного товарищества или недостаток средств на содержание двух ледоколов. Тем не менее в навигацию 1907 года "Ангара" в рейс не вышла. Простояла она в бездействии 10 лет. Экипаж ледокола был сокращен почти полностью. Остался лишь боцман Есипов и несколько матросов для поддержания ледокола в готовности и охраны.
     "Байкал" работал один, изредка совершая рейсы в Танхой. Работа его немного оживилась с 1910 года, когда в связи с постройкой второго пути на Кругобайкальской дороге было запрещено движение пассажирских поездов - все они переправлялись через Байкал на пароме.
В конце 1916 года "Ангара" после 10-летней стоянки совершила первый рейс до Нижнеангарска. Командовал судном Вячеслав Григорьевич Базилевский. Он прибыл на Байкал с Черного моря, где служил помощником капитана на судах РОПиТа. Морское образование получил в Одесском училище торгового мореплавания. Базилевский плавал на "Ангаре" до 1923 года, ему пришлось стать участником и свидетелем важнейших событий в истории ледокола: и славных, и трагических... Он водил "Ангару" в морские сражения и на высадку десантов. И о нем строки поэмы "Тридцать один" Молчанова-Сибирского:

     "По дороге скрип, шум.
      Капитан, арестованных в трюм!
      Капитану приказ - разводить пары.
      Колет волны сталь "Ангары" ...".

     26 января 1918 года В. И. Ленин подписал декрет "О национализации торгового флота", а 28 января уже было принято Постановление Комитета Советских организаций Восточной Сибири о национализации имуществ Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств. Постановление относилось и к Байкальской железнодорожной переправе. Управляющим национализированного пароходства избрали машиниста котельной Луку Михайловича Власова, участника революции 1905 года.
     Перед началом навигации 1918 года ледокол "Ангара" по проекту бывшего помощника начальника переправы инженера М. И. Кисилева и под его руководством был переоборудован для пассажирских перевозок. Надстройку на главной палубе в кормовой части расширили для увеличения числа кают 2-го класса. Моряки Байкала, став хозяевами флота, с нетерпением ожидали открытия первой советской навигации.
     С началом гражданской войны и приближением к Иркутску частей восставшего чехословацкого корпуса мирный труд пришлось прервать. "Ангара" успела сделать только один рейс в Баргузин. Мастерские Байкальской переправы (ныне судоверфь им. Ярославского) срочно были перепрофилированы на военное производство - стали изготовлять бомбы. Фронт стремительно подкатывался к Иркутску. В Лиственичное прибыл член Центросибири, начальник штаба Прибайкальского фронта М. А. Трилиссер, по его указанию стали готовить флот к предстоящим боевым действиям. В будущую флотилию вошли суда: "Байкал", "Ангара", "Кругобайкалец", "Лейтенант Малыгин", "Граф Муравьев-Амурский", "Иннокентий", "Михаил" и паровой катер "Волна". На ледоколы спешно грузили уголь, смазку, запасные части, продовольствие. Вся флотилия после погрузки в Лиственичном и прощального митинга перешла в рейд пристани Байкал.
     Двумя 6-дюймовыми и 4 пулеметами вооружили "Ангару". "Ангара" - судно морского типа, но ей не хватало военного облика,- вспоминал красноармеец А. А. Авдеев,- мы набиваем песком мешки и кладем их на борта. На капитанскую рубку накладывается обшивка, также набитая песком".
     Вооружившись и приняв на борт отряд красногвардейцев Лиственичного, "Ангара" отправилась в крейсирование в южную часть озера. Произвела разведку у станций Утулик и Мангутай, занятых "белыми", обстреляла участок железной дороги, прилегающей к туннелю ?39, где белочехами производились восстановительные работы. На следующий день "Ангара" в районе Толстого мыса обстреляла чешский эшелон, который поспешил укрыться в туннеле. "Вдруг с сопки разъезда Толстого,- вспоминал А. А. Авдеев,- показался дымок, а за ним раздался орудийный выстрел. Пролетел первый снаряд, за ним второй, третий. Несколько снарядов с жужжанием пролетели на несколько метров выше труб парохода". "Белые" брали все более правильный прицел по "Ангаре". Машине был дан полный ход, и "Ангара", сотрясаясь всем корпусом, двинулась на середину Байкала. На ходу, когда пароход удалился от берега, последний снаряд противника лег под корму. От взорвавшегося снаряда над кормой поднялся столб воды и осколками ободрало корму. Выйдя из-под обстрела, "Ангара" подошла к Лиственичному и произвела несколько выстрелов по селу, занятому чехами. В ответ громыхнула гаубица со станции Байкал, и несколько залпов раздалось с восстановленного чехами парохода "Сибиряк". Артиллерийская дуэль окончилась безрезультатно. Разведав таким образом места размещения вражеских батарей, "Ангара" ушла в Танхой. Командованием были приняты меры по усилению красногвардейских отрядов. На ""Ангару", вместо перешедших на "Байкал" рабочих Лиственичного, прибыл отряд черемховцев но главе с Шевцовым и Манторовым. (Иван Шевцов был членом Иркутского Губкома партии и. Военревкома, одним из руководителей обороны Белого дома, военным комендантом Иркутска. Трагически погиб с группой центросибирцев на р. Олекме в ноябре 1918 года от рук белогвардейцев). Большинство артиллеристов были венграми-интернационалистами.
     25 и 26 июля "Ангара" снова ушла в крейсирование к берегам Лиственичного. Газета "Красноармеец" писала в те дни: "Чехословацкая батарея с Лиственичного неустанно стережет пароход "Ангара" на расстоянии обстрела, и в случае такового приближения судно будет обстреляно. Решено не останавливаться перед потоплением судна". 29 июля вблизи с. Голоустного с ледокола "Ангара" был высажен десант численностью до 150 человек. Заняв Голоустное, отряд венгров-интернационалистов пробыл там несколько часов и возвратился на ледокол. Появление в тылу красногвардейцев встревожило белочехов, и командующий чешским корпусом Гайда решил отправить часть своих войск в Лиственичное. На следующий день опять была сделана попытка высадить десант, но чехи открыли с берега сильный заградительный огонь и заставили шлюпки повернуть обратно. 4 августа в Голоустном опять намечено было провести десантную операцию. Три судна, пересекая Байкал, шли походным ордером: ледокол "Ангара" посредине, справа - "Иннокентий", слева - "Кругобайкалец". И вот шлюпки легли на воду. С берега вдруг ударили пулеметные очереди. Базилевский увидел, как вильнула первая шлюпка, уходя от пуль. Ответили пушки "Ангары". Разрывы легли у колокольни. Пулеметы захлебнулись. В селе началась паника, белочехи побежали в балку, но уже с правого, а потом и с левого флангов покатились волны десанта, беря "белых" в кольцо. Вскоре Голоустное было очищено от белочехов. 

ВВЕРХ




Партнёры и друзья, благодаря которым сайт продолжает существовать:

Официальный дилер сервис jaguar.

При любом использовании материалов гиперссылка на сайт "Музей-ледокол Ангара" обязательна (https://angara.gavailer.ru).

Случайные страницы: История (I, II, III, IV, V), Капитаны (Лазо, Стасюк, Поносенко)

  © 2001—2019 Эдуард Гавайлер