главная страница | история | капитаны | экспозиция музея | словарь | фотогалерея | паром Байкал | о проекте

История ледокола "Ангара"
Часть I II III IV V

     В конце 20-х годов ледокол "Ангара" потерпел крупную аварию. В декабре, выйдя из Курбулика, "Ангара" следовала в сплошном льду вдоль берега полуострова Святой Нос, На траверзе мыса Орловый вахтенный начальник М. П. Симонов, намереваясь обойти стороной высокие торосы, скомандовал рулевому Парфенову взять левее, Ледокол послушно повалился влево. Но неожиданно сильный удар буквально потряс все судно. "Ангара" по инерции со страшным скрежетом еще протащилась немного вперед, но через мгновение резко остановилась, начиная крениться на правый борт. Во избежание взрыва, котлы были потушены. В наступившей тишине стало слышно, как где-то внизу клокочет вода в огромную пробоину, заливая угольные ямы и котельное отделение. Спасло "Ангару" то, что она оставалась на банке, которая вонзилась в днище ледокола и задержала его падение на глубину. Экипаж эвакуировался в Усть-Баргузин, а полузатопленная "Ангара" осталась зимовать на банке.
     На следующее лето ""Ангару" приподняли, завели на пробоину пластырь и привели в порт Байкал. Здесь 6-метровую пробоину заделали, поставив цементный ящик. В аварии обвинили С. Г. Риехакайнена и отстранили его от командования судном.
     Прошло два года. Плавать с цементным ящиком становилось все опасней. От сотрясения корпуса ящик мог не выдержать и тогда... Страшно было подумать. Капитан ледокола Трубицын отказался выходить в рейс на судне, находящемся в аварийном состоянии. Решено было поднять "Ангару" на стапель. Это очень трудоемкая операция проведена в зиму 1931-1932 годов под руководством Ивана Максимовича Примака, впоследствии заслуженного речника, а в ту пору 30-летнего начальника Байкальского участка эксплуатации. Он принял смелое решение поднять "Ангару" на старый стапель тросами при помощи воротов. Дорого обошлись Примаку дни подъема, нечеловеческое напряжение и большая ответственность. Но через 25 дней "Ангару" все-таки затащили в бывшую "колыбель", откуда она 31 год назад опустилась в байкальскую "купель". Пробоину капитально заварили, заодно прошлись по всему корпусу, на котором байкальские льды оставили свои многочисленные отметины.
     В мае 1932 года обновленный ледокол открыл навигацию на Байкале. "Ангара" вышла в рейс под командованием Михаила Петровича Русанова, человека интересной и трагической судьбы (о судьбе М. П. Русанова - воспоминания П. А. Тимошенко). Он прибыл на Байкал, вернее сослан, с Черного моря. Вся жизнь его была связана с флотом. Почти мальчишкой он плавал матросом на иностранных парусниках. Обошел три океана, терпел кораблекрушение у Антильских островов. В 1893 году - штурман, а в 1904 году - уже капитан дальнего плавания. Участвовал в национализации флота в 1918 году. После гражданской войны Русанов занимал капитанские должности на Балтике и Черном море. В 1928 году Михаил Петрович принял пассажирский пароход "Ильич". Совершал на нем рейсы по Черному и Средиземному морям. В 1929 году в Одессе на борт парохода в качестве пассажира поднялся Л. Д. Троцкий, высланный из страны. Не предполагал тогда капитан Русаков, что этот рейс круто изменит его жизнь. В 1930 году Русанова арестовало ГПУ. Обвинили его в "пристрастном" отношении к необычному пассажиру. Год следствия тянулся долго. Ледокол "Ангара" в заливе Мельничная падь, сентябрь 1986 года.Заключения удалось избежать, но на прежнее место службы Русанов не вернулся, его на "всякий случай" откомандировали (читай: сослали) на Байкал. На сибирском море Михаил Петрович оставил добрую память о себе. Очень корректный, вежливый, подтянутый, он одним своим видом и обращением внушал уважение местным мореходам.
     В 1932 году сильным штормом в Баргузинском заливе выбросило на берег пароход "Лейтенант Шмидт" вместе с баржей. После этого происшествия пароход перевели на Ангару на линию Иркутск - Заярск. Ледокол "Ангара" стал работать полную навигацию. Перевозки росли, "Ангара" перевозила пассажиров и грузы, буксировала баржи и плоты.
     Репрессии конца 30-х годов черной волной прокатились по байкальскому флоту. В октябре 1938 года арестовали 65-летнего капитана Русанова и молодого механика П. А. Тимошенко. Петру Тимошенко предъявили дикое обвинение. Он, якобы, член троцкистско-зиновьевской организации, готовил взрыв байкальских пароходов. Даже свидетель нашелся. Петр Александрович Тимошенко, заслуженный механик Восточно-Сибирского пароходства, кавалер орденов Ленина и "Знак Почета", до сих пор недоумевает: "Как жив остался, не пойму. Я уж мысленно с семьей простился. Ведь с такими обвинениями не выпускали. "Повезло" механику Тимошенко: выпустили его через год. Извинились даже. В партии восстановили. Немногим раньше вернулся Русанов, вконец измученный и больной. На мостик ледокола он больше не поднялся, остаток жизни работал в судоходной инспекции.
     Время шло, и ледокол отметил уже свое 40-летие, возраст для судна весьма почтенный. И хотя "Ангара" еще довольно резво ходила, чувствовалось, что машина, котлы и другие вспомогательные механизмы требуют значительного ремонта. В мае 1941 года проектное бюро Нижне-Амурского пароходства приступило к составлению проектной документации на капитальный ремонт ледокола. Война перечеркнула все планы, заставила по-иному взглянуть на эксплуатацию ледокола. Вместо ремонта "Ангаре" предстояла еще более тяжелая работа, чем была до войны. Траулеры "Комсомолец" и ""Коммунист", для увеличения добычи рыбы, передали "Байкалрыбтресту". Если раньше "Ангара" водила по одной-две баржи, то теперь на гаке их было четыре - пять. И вот первая победа. В октябре 1941 года экипаж "Ангары" первым в бассейне рапортовал о выполнении навигационного плана. Машинная команда, возглавляемая старшим механиком Василием Петровичем Кубасовым, делала все возможное и невозможное, чтобы изношенная техника не подвела. "Ходила "Ангара" 40 лет без ремонта,- говорил Кубасов,- и еще походит". Только Василий Петрович скромно умалчивал о том, сколько самоотверженного труда вложено в это "еще походит".
     Георгий Васильевич Лазо вспоминает: "Рейсов трудных было много. Мы водили на север Байкала разные грузы, а оттуда - рыбу. Каждый рейс - полные трюмы: по 250 тонн загружали рыбой, омулями в основном. Помню, как перевозили в Нижнеангарск Очаковский рыбоконсервный завод. И эвакуированных немало возили". Г. В. Лазо начал командовать "Ангарой" с 1942 года. Было тогда ему всего 28 лет. Он, пожалуй, был самым молодым капитаном "Ангары" за всю ее историю. Невысокий, крепкий, по-флотски подтянутый капитан сразу приобрел авторитет в экипаже. Среди пассажиров все чаще стали встречаться призывники. С "Ангары" тоже уходили на фронт. Заменяли их женщинами. Сначала брали матросами и кочегарами, потом масленщиками. Появились на "Ангаре" и рулевые в юбках. Одна даже штурманом стала - Евдокия Гончарова. Вахту стояли как мужчины: 4 часа через 8. Бывало, вахта кончается, а тут баржа с углем подойдет. Не успевают уголь в бункер сбросить, другая баржа, уже с грузом, подходит. Часто, жалея девчонок, капитан Лазо сбрасывал китель, надевал робу и подставлял плечо. А за капитаном уж вся команда выходила авралить. Быстро привыкли девушки к судну, Байкалу и справлялись с нелегкими обязанностями не хуже мужчин. Долго еще работал Лазо капитаном на "Ангаре". В 1945 году на ледокол вновь пришел механиком П. А. Тимошенко. В далеком 1925 году кочегаром-мусорщиком поступил он на "Ангару". Была такая должность - шлак поднимать из котельного отделения наверх. Работая на флоте на берегу, Петр Александрович еще четыре раза возвращался на "Ангару". Возвращался как к чему-то родному, бесконечно знакомому.
     "Ангара" доработала до конца навигации 1949 года и была поставлена на капитальный ремонт. Точнее, "Ангара" сначала стояла в ожидании ремонта. Поднять ее на берег, как в 1932 году, сразу не смогли, ибо стапель пришел в негодность и потребовалось несколько лет для его ремонта.
     В июле 1959 года "Ангару" спустили со стапеля, оставшиеся работы производили на плаву. Министерство торопило и требовало ускорить сдачу ледокола из ремонта, естественно, руководствуясь не производственными причинами. Сдача судна была необходима министерству для плана. 31 декабря ледокол был принят из ремонта. Капитан А. А. Райспер и механик В. Д. Стасюк не испытывали особой радости, подписывая акт. Они-то лучше всех знали, сколько недоделок на судне и большую часть их устранять придется команде. Так оно впоследствии и оказалось.
     29 апреля произошло непредвиденное: сильным юго-западным ветром, по-местному "култуком", к Лиственичному подогнало огромные массы льда, которые стало выжимать на берег. На берегу оказался и ледокол "Ангара", стоявший у верфи. Этот "форс-мажор" также задержал выход ""Ангары" в плавание.

ВВЕРХ




Партнёры и друзья, благодаря которым сайт продолжает существовать:

Купить новый хендай санта фе премиум цена на сайте дилера

При любом использовании материалов гиперссылка на сайт "Музей-ледокол Ангара" обязательна (https://angara.gavailer.ru).

Случайные страницы: История (I, II, III, IV, V), Капитаны (Лазо, Стасюк, Поносенко)

  © 2001—2019 Эдуард Гавайлер